Статья

ПОЛУЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ РОССИЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

 

Государственная аккредитация организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, регулируется:

- Порядком ведения реестра аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий (утв. Приказом Минкомсвязи России от 30.06.2015 N 230; далее - Порядок);

- Административным регламентом предоставления Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ государственной услуги по государственной аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий (утв. Приказом Минцифры России от 21.10.2021 N 1085; далее - Регламент);

- Положением о государственной аккредитации российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.09.2022 N 1729; далее - Положение).

 

1.2. Случаи, в которых необходимо получение аккредитации организацией, осуществляющей деятельность в области информационных технологий

 

Государственная аккредитация организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий (далее - госаккредитация), проводится с целью оказания таким организациям государственной поддержки.

К мерам господдержки относятся:

1) возможность применять пониженную ставку по налогу на прибыль (п. 1.15 ст. 284 НК РФ);

2) возможность уплачивать страховые взносы по единым пониженным тарифам (пп. 3 п. 1, п. 2.2 ст. 427 НК РФ).

Чтобы исчислять налог на прибыль по льготной ставке, организация среди прочего должна получить документ о госаккредитации (п. 1.15 ст. 284 НК РФ). Для применения пониженных тарифов по страховым взносам необходим документ о госаккредитации или свидетельство, удостоверяющее регистрацию организации в качестве резидента технико-внедренческой особой экономической зоны или промышленно-производственной особой экономической зоны (абз. 2 п. 5 ст. 427 НК РФ).

 

1.3. Лица, которые могут получить аккредитацию деятельности в области информационных технологий, аккредитующий орган и срок действия

 

Лица, которые могут получить аккредитацию

Госаккредитацию вправе получить российская организация, которая соответствует следующим критериям (п. 4 Положения):

а) основным видом деятельности организации является один из видов экономической деятельности по перечню согласно Приложению N 1 к Положению. Если основной вид деятельности по ОКВЭД 26.20.4, 26.30.16, 46.51.2, 47.91.2, 58.11, 58.13, 58.14, 58.19, 58.21, 58.29, 59.14, 60.10, 60.20, 63.91, 71.20.9, 73.11, 73.12, 73.20.1, 74.90.9, 85.30, 85.41, 85.42, 95.11, госаккредитация может быть предоставлена только при осуществлении организацией дополнительных видов деятельности, соответствующих кодам ОКВЭД, которые предусмотрены классом 62 и (или) группой 63.1;

б) среднемесячный размер выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу работников организации, определяемый исходя из данных расчетов по страховым взносам за последние три месяца последнего отчетного (расчетного) периода, срок представления которых истек на дату подачи заявления о предоставлении госаккредитации, не ниже размера среднемесячной начисленной заработной платы в РФ или такой заработной платы в субъекте РФ, в котором зарегистрирована организация, за квартал, предшествующий указанному периоду. Данное условие распространяется на организации, созданные не менее чем за квартал до даты подачи заявления о предоставлении государственной аккредитации.

Технический механизм расчета среднемесячного размера выплат и иных вознаграждений, начисленных организацией в пользу работников организации, приведен в Письме ФНС России от 28.11.2022 N ЗГ-3-11/13312@;

 

Подробнее

Если организация не соответствует этому критерию, но соответствует остальным и ее доход за предыдущий год и (или) в текущем году превышает 1 млн руб., она вправе получить госаккредитацию при ее соответствии двум дополнительным критериям (п. 7 Положения):

- организация является правообладателем программы для электронных вычислительных машин и баз данных, включенной в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных;

- получение данной организацией дохода от реализации прав на указанную программу в течение текущего года и (или) года, предшествующего году подачи заявления о предоставлении госаккредитации.

 

 

в) доля доходов от деятельности в области информационных технологий по итогам года, предшествующего дате подачи заявления о предоставлении госаккредитации, - более 30% всех доходов организации;

 

Подробнее

Если организация подает заявление о предоставлении госаккредитации в году, в котором она зарегистрирована, и общий доход превышает 1 млн руб. за текущий год или если организация подает заявление о предоставлении госаккредитации в следующем году после регистрации, общий доход превышает 1 млн руб. за текущий год и ее доход за предыдущий год отсутствует, доля доходов от деятельности в области информационных технологий должна составлять более 30% всех доходов организации за текущий год (пп. "в" п. 4 Положения).

Перечень видов деятельности в области информационных технологий утвержден Приказом Минцифры России от 11.05.2023 N 449.

Организация, созданная менее чем за 3 года до даты подачи заявления о предоставлении госаккредитации, доход которой с момента создания не превышает 1 млн руб., и включенная в реестр стартапов, имеет право на получение госаккредитации без соблюдения критерия о доле дохода от деятельности в области информационных технологий. Если в субъекте РФ, в котором зарегистрирована такая организация, нет реестра стартапов, она вправе получить государственную аккредитацию без учета данного критерия (п. 8 Положения).

Организация с основным видом деятельности по ОКВЭД 58.11, 58.13, 58.14, 58.19, 58.21, 58.29, 60.10, 60.20, 63.91, 73.20.1 вправе получить госаккредитацию, даже если она не соответствует рассматриваемому критерию (п. 10 Положения). Организация при этом должна соответствовать остальным критериям.

 

 

г) на официальном сайте организации в сети Интернет размещена информация о ее деятельности в области информационных технологий на русском языке;

 

Подробнее

Официальный сайт организации должен содержать (пп. "г" п. 4 Положения):

- актуальные сведения о направлениях ее деятельности в области информационных технологий в части оказываемых услуг и разрабатываемых продуктов;

- сведения о включении продуктов, созданных и (или) созданных и используемых организацией при осуществлении деятельности в области информационных технологий (при наличии), в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных.

 

 

д) организация обеспечивает возможность раскрытия уполномоченному органу сведений за предыдущий и текущий годы (если она подает документы на получение госаккредитации в течение года, в котором зарегистрирована, за текущий год) и на период не менее двух календарных лет после подачи заявления о предоставлении госаккредитации, представив в налоговые органы соответствующее согласие в порядке, утвержденном согласно пп. 1 п. 1, п. 2.3 ст. 102 НК РФ, на момент подачи заявления о предоставлении государственной аккредитации;

е) организация не соответствует критериям, указанным в п. 17 Положения. В некоторых случаях ряд положений п. 17 Положения не применяются. Например, в отношении коммерческих организаций, указанных в п. 9(1) Положения, не применяются положения пп. "б" и "в" п. 17 Положения (п. 9(1) Положения).

 

Дополнительная информация о возможности госаккредитации индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области информационных технологий

Госаккредитация в отношении индивидуальных предпринимателей Положением не предусмотрена. Однако это не препятствует осуществлению ими деятельности в области информационных технологий.

 

 

Обратите внимание!

Чтобы применять пониженную ставку по налогу на прибыль и пониженные тарифы страховых взносов, организация обязана не только иметь госаккредитацию, но и удовлетворять еще одному условию.

Доля ее доходов от деятельности в области информационных технологий должна составлять не менее 70 процентов всех доходов за соответствующий период. В Налоговом кодексе РФ приведен перечень видов деятельности, доходы от которых учитываются при определении этой доли (абз. 3 - 5 и 7 - 16 п. 1.15 ст. 284, абз. 3 - 5 и 7 - 16 п. 5 ст. 427 НК РФ).

На стадии получения госаккредитации организации не обязаны соблюдать это условие. Его выполнение является условием применения льгот, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

 

Аккредитующий орган

Госаккредитацию организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, проводит Минцифры России (п. 3 Положения, п. 14 Регламента).

 

Срок действия аккредитации

Госаккредитация действует бессрочно, поскольку в Положении и Регламенте не предусмотрено никаких ограничений относительно срока ее действия.

 

1.4. Последствия осуществления деятельности в области информационных технологий без аккредитации

 

Законодательство не предусматривает никаких мер ответственности за осуществление деятельности в области информационных технологий без госаккредитации. Такая деятельность может вестись организацией и без наличия документа, подтверждающего госаккредитацию.

Однако если госаккредитация не пройдена, организация не сможет применять:

1) пониженную ставку по налогу на прибыль (п. 1.15 ст. 284 НК РФ);

2) единые пониженные тарифы по страховым взносам (пп. 3 п. 1, п. 2.2 ст. 427 НК РФ).

 

2. ПОРЯДОК ПОЛУЧЕНИЯ АККРЕДИТАЦИИ ОРГАНИЗАЦИЕЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

 

2.1. Заполнение формы заявления о предоставлении аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий

 

Государственная услуга по аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, предоставляется в электронной форме.

Форма заявления установлена Минцифры России (Приложение N 1 к Регламенту).

Сведения, необходимые для подачи заявления, заполняются на основании данных, полученных из единой системы идентификации и аутентификации. Организация заполняет поля формы с использованием личного кабинета, только если сведения не заполнены либо их нет в указанной системе (п. 44 Регламента).

На портале госуслуг заявление подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью или простой электронной подписью, ключ которой получен в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.01.2013 N 33.

Если заявление подает лицо, не обладающее правом действовать от имени юрлица без доверенности, представляется документ, подтверждающий его полномочия (п. 19 Регламента).

 

2.2. Особенности проведения аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий

 

Отказ в предоставлении госуслуги в случае, если документы, необходимые для ее предоставления, поданы в соответствии с информацией о сроках и порядке предоставления госуслуги, опубликованной на Едином портале и сайте Минцифры России, не допускается (п. 22 Регламента).

Аккредитующий орган не вправе требовать от заявителя:

- представить документы и информацию или осуществить действия, которые не определены нормативными правовыми актами, регулирующими предоставление госуслуги (п. 23 Регламента);

- представить документы и информацию, которые в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ или муниципальными правовыми актами находятся в распоряжении госорганов, предоставляющих госуслугу, иных госорганов, органов местного самоуправления и (или) подведомственных организаций, участвующих в ее предоставлении. Исключение - документы, указанные в ч. 6 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ (п. 23 Регламента);

- представить документы и информацию, на отсутствие и (или) недостоверность которых не указывалось при первоначальном отказе в предоставлении госуслуги. Исключение - случаи, предусмотренные п. 4 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ (п. 23 Регламента).

Если такие требования предъявляются и получен отказ в предоставлении госаккредитации из-за их невыполнения, организация вправе его обжаловать.

Для предоставления госаккредитации деятельность организации должна соответствовать указанной в п. 2 Регламента.

Информация о видах деятельности организации содержится в ЕГРЮЛ в форме кодов ОКВЭД 2 (пп. "п" п. 1 ст. 5 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП). Для их подтверждения аккредитующий орган запрашивает в порядке межведомственного взаимодействия выписку из ЕГРЮЛ.

Виды деятельности, связанные с использованием вычислительной техники и информационных технологий, приведены в разд. 62 - 63 ОКВЭД 2. Из них с видами деятельности, которая должна осуществляться для предоставления госаккредитации, соотносятся следующие:

- 62.01 "Разработка компьютерного программного обеспечения";

- 62.02 "Деятельность консультативная и работы в области компьютерных технологий";

- 62.02.1 "Деятельность по планированию, проектированию компьютерных систем";

- 62.02.4 "Деятельность по подготовке компьютерных систем к эксплуатации";

- 62.03.13 "Деятельность по сопровождению компьютерных систем";

- 62.09 "Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий, прочая";

- 63.11.1 "Деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов".

Если в ЕГРЮЛ в сведениях о вашей организации нет требуемых кодов, рекомендуем внести в реестр изменения.

 

Ситуация из практики - наличие сведений об осуществляемой деятельности в уставе организации

В уставах акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью сведения об осуществляемых видах деятельности могут быть указаны, но их наличие не является обязательным. Обосновывается это следующим.

Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом (например, банков, страховых организаций), могут осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом (абз. 2 п. 1 ст. 49 ГК РФ). Указание в учредительных документах юридического лица предмета и цели его деятельности обязательно лишь для унитарных предприятий и некоммерческих организаций (для других коммерческих организаций это требование обязательно лишь в случаях, прямо предусмотренных в законодательстве) (п. 4 ст. 52 ГК РФ).

В п. 2 ст. 12 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" приведены обязательные сведения, которые должен содержать устав ООО, но осуществляемых видов деятельности среди них нет. Аналогична ситуация и с уставом акционерного общества (п. 3 ст. 11 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах").

Следовательно, аккредитующий орган не вправе отказать в госаккредитации по причине отсутствия сведений о видах деятельности в уставе, и в случае отказа по такому основанию организация вправе его обжаловать. Тем не менее, во избежание возможных споров рекомендуем внести изменения в устав организации, указав в нем виды осуществляемой деятельности в области информационных технологий.

 

 

Госаккредитация и выдача выписки из реестра аккредитованных организаций осуществляются без взимания платы (п. 28 Регламента).

 

2.3. Получение документа об аккредитации организацией, осуществляющей деятельность в области информационных технологий

 

В течение одного рабочего дня со дня подачи (регистрации) заявления о предоставлении государственной аккредитации на едином портале Минцифры России должно принять решение о госаккредитации организации или об отказе в предоставлении госаккредитации (п. п. 16, 56 - 58, 63 Регламента).

Отметим, что процедура госаккредитации не предусматривает выездной проверки заявленных организацией сведений.

 

Предоставление госаккредитации

При принятии решения о государственной аккредитации аккредитующий орган вносит сведения об организации в реестр аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий (п. 64 Регламента).

В течение одного рабочего дня со дня внесения сведений в реестр организация получит выписку из него в личном кабинете на едином портале. Выписка носит информационный характер. Подтверждением аккредитации является запись в реестре (п. 64, пп. "а" п. 79 Регламента).

 

Отказ в предоставлении госаккредитации

Основания для отказа в предоставлении госаккредитации указаны в пп. "а" и "б" п. 26 Регламента (п. 57 Регламента).

Решение об отказе в госаккредитации принимается в течение одного рабочего дня со дня подачи заявления о предоставлении госаккредитации на едином портале (п. п. 16, 56, 58, 63 Регламента). После подписания решения уполномоченным должностным лицом соответствующий электронный документ автоматически направляется организации-заявителю в личный кабинет на едином портале (п. 66 Регламента).

После устранения причин отказа организация вправе повторно представить заявление в аккредитующий орган (Приложение N 4 к Регламенту).

 

Дополнительная информация о возможных действиях организации по обжалованию отказа в предоставлении госаккредитации либо в случае, если госаккредитация не предоставлена в установленный срок

Если, по мнению организации, в предоставлении госаккредитации было отказано неправомерно либо решение о предоставлении (отказе в предоставлении) госаккредитации не было принято в установленный срок, соответствующие действия (бездействие) аккредитационного органа можно обжаловать в арбитражном суде в порядке, предусмотренном гл. 24 АПК РФ. Обжаловать действие (бездействие) можно в течение 3 месяцев со дня, когда организации или индивидуальному предпринимателю стало известно о нарушении их прав и законных интересов (ч. 4 ст. 198 АПК РФ).

Возможен и административный порядок обжалования, установленный в гл. 2.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон N 210-ФЗ). В ст. 11.1 Закона N 210-ФЗ приведен примерный перечень тех нарушений порядка предоставления госуслуг, которые могут обжаловаться в досудебном (внесудебном) порядке. К ним относятся, в частности:

- нарушение срока предоставления госуслуги (п. 2 ст. 11.1 Закона N 210-ФЗ);

- отказ в ее предоставлении по основаниям, не установленным нормативными правовыми актами (п. 5 ст. 11.1 Закона N 210-ФЗ);

- требование от заявителя документов (информации) либо осуществления действий, не предусмотренных нормативными правовыми актами (п. 3 ст. 11.1 Закона N 210-ФЗ);

- отказ в приеме документов (п. 4 ст. 11.1 Закона N 210-ФЗ).

Общие требования к порядку подачи и рассмотрения жалобы установлены в ст. 11.2 Закона N 210-ФЗ. Жалоба подается непосредственно в тот орган, который предоставляет госуслугу, а в случае, если обжалуется решение руководителя этого органа, - в вышестоящий орган. При отсутствии вышестоящего органа данная жалоба рассматривается руководителем органа, предоставляющего госуслугу (ч. 1 ст. 11.2 Закона N 210-ФЗ). Жалоба на решение или действие (бездействие) работника МФЦ подается руководителю МФЦ, а на решение или действие (бездействие) МФЦ - его учредителю или уполномоченному должностному лицу.

Требования к содержанию жалобы указаны в ч. 5 ст. 11.2 Закона N 210-ФЗ. Правила подачи и рассмотрения жалоб утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.08.2012 N 840.

Если жалоба удовлетворена, решение об отказе в предоставлении госаккредитации отменяется. В ответе заявителю должны быть указаны действия, совершаемые для устранения нарушений, и действия заявителя, которые ему нужно выполнить для получения госаккредитации (п. 1 ч. 7, ч. 8.1 ст. 11.2 Закона N 210-ФЗ).

Если в удовлетворении жалобы отказано, в ответе заявителю должны быть разъяснены причины отказа и порядок его обжалования (п. 2 ч. 7, ч. 8.2 ст. 11.2 Закона N 210-ФЗ).

Нарушение должностным лицом федерального органа исполнительной власти порядка предоставления госуслуги, повлекшее ее непредоставление либо предоставление с нарушением установленных сроков, влечет наложение на указанное лицо административного штрафа в размере от 3000 до 5000 руб. (ч. 1 ст. 5.63 КоАП РФ). Штраф за требование в ходе предоставления госуслуги от заявителя документов или платы, не предусмотренных законодательством, составляет от 5000 до 10 000 руб. (ч. 2 ст. 5.63 КоАП РФ). Административная ответственность в указанных случаях наступает, если действия должностного лица не содержат уголовно наказуемого деяния.

 

 

Внесение изменений в реестр и получение нового документа о госаккредитации

Изменения в сведения об аккредитованной организации, содержащиеся в реестре, вносятся в следующих случаях (пп. "в" п. 3, п. 5 Порядка):

- изменение полного наименования организации;

- реорганизация организации в форме преобразования.

Согласно п. 3 Порядка сведения о месте нахождения организации в реестр не вносятся и, соответственно, в выписке из реестра не приводятся. Следовательно, при изменении места нахождения организации вносить изменения и получать новую выписку не нужно.

В течение 10 рабочих дней со дня получения аккредитующим органом соответствующего заявления самой организации или ее правопреемника в реестр вносятся изменения согласно сведениям, которые содержатся в ЕГРЮЛ (п. п. 5, 7 Порядка). Форма такого заявления не установлена, поэтому его можно составить в произвольном виде. Если на сайте аккредитующего органа разместят рекомендуемую форму, целесообразно будет пользоваться ею.

Порядок представления указанного заявления и получения подтверждающего документа не определен.

Рекомендация: целесообразно уточнить в аккредитующем органе, каков в данном случае порядок представления и получения документов.

 

Если сведения, указанные в выписке из реестра аккредитованных организаций, не соответствуют действительным данным, налоговые органы и органы СФР могут отказать организации в применении льготного порядка признания расходов на ЭВТ или льготных ставок по страховым взносам.

Подписаться на новости компании